Трейдинг без конфликта интересов
Бизнес-модели обслуживания клиентов на рынке Форекс
При обслуживании клиентов на рынке Форекс компании (банки, дилинговые центры и т.д.) используют две основные бизнес-модели, которые принято называть «маркетмейкерской» и «брокерской».
- В маркетмейкерской бизнес-модели обслуживания клиентские сделки не выводятся на поставщиков ликвидности (внешних межбанковских контрагентов) для хеджирования рисков, а остаются «внутри» компании. Такую бизнес-модель иногда называют также «кухней». При этом у компании образуется открытая валютная позиция, противоположная позиции клиента. Это приводит к конфликту интересов между компанией и клиентом: компании выгодно, когда клиент несет убытки (убыток клиента — это прибыль компании) и, наоборот, компании невыгодно, когда клиент зарабатывает (прибыль клиента — это убыток для компании). Совершенно очевидно, что доходом компании при данной модели обслуживания является совокупный убыток ее клиентов.
- В брокерской бизнес-модели обслуживания компания (банк или иной вид Форекс-брокера) выводит все сделки своих клиентов на внешних поставщиков ликвидности, например, на крупные международные банки и/или ECN-площадки. Каждая сделка клиента хеджируется (перекрывается) у поставщика ликвидности, поэтому у компании не возникает открытой валютной позиции. Доходом компании при этом является надбавка к спреду, которую называют маркап (от английского markup — наценка) и/или комиссия. Брокерская бизнес-модель полностью исключает конфликт финансовых интересов между компанией и клиентом, поскольку компания зарабатывает исключительно маркап и/или комиссию с торгового оборота клиентов, а не с клиентского убытка.
Почему Нефтепромбанку выгодно, когда клиенты зарабатывают?
Нефтепромбанк обслуживает клиентов на рынке Форекс полностью по брокерской бизнес-модели: каждая клиентская сделка выводится на поставщиков ликвидности (на межбанковский валютный рынок). Вывод сделок на межбанковский рынок осуществляется в автоматическом режиме по технологии STP. Фактически Нефтепромбанк выступает посредником (Форекс-брокером) между клиентом и межбанковским валютным рынком и не имеет конфликта финансовых интересов с клиентом.
Доходом Нефтепромбанка от обслуживания клиентских торговых операций на Форекс является маркап (надбавка), который добавляется к ценам поставщиков ликвидности. Другим словами маркап — это разница между ценой, по которой Нефтепромбанк заключает сделку с клиентом, и ценой, по которой Нефтепромбанк заключает перекрывающую сделку с поставщиком ликвидности.
Рассмотрим это на простом примере:
- Нефтепромбанк получает от поставщика ликвидности котировку: EURUSD Bid 1.36103 / Ask 1.36108 (спред 0.5 пункта)
- Клиенту Нефтепромбанк предоставляет котировку: EURUSD Bid 1.36100 / Ask 1.36111 (спред 1.1 пункта)
- Клиент заключает с Нефтепромбанком сделку: «Покупка 1,0 лота EURUSD по цене 1.36111». Нефтепромбанк автоматически заключает сделку с контрагентом (например с Deutsche Bank): «Покупка 1,0 лота EURUSD по цене 1.36108»
- Сделка была перекрыта Нефтепромбанком у поставщика ликвидности с маркапом 0.3 пункта (1.36111-1.36108=0.00003) или 3 доллара США.
Нефтепромбанк не несет прибылей или убытков от открытых клиентских позиций и зарабатывает только с клиентского торгового оборота: количества и объема заключенных сделок, то есть чем больше объем сделок и/или чем чаще они заключаются, тем банку выгоднее. Если клиент успешно торгует и зарабатывает, то, как правило, растет и его торговый оборот, а значит растет и доход банка. Если же клиент торгует убыточно, то снижается и его торговый оборот, а значит падает доход банка с этого клиента. Таким образом, Нефтепромбанк прямо заинтересован в успешной торговле своих клиентов.